Гостевая книга

Вера Петрашкова

Галочка, спасибо за рассказ о родственниках.

Да, действительно, у многих людей, живших в нашей стране в первой половине20 века судьбы похожие. Но в каких-то семьях память и знание о судьбах тех людей сохранялись среди родственников и потомков, а в каких-то просто о них не говорили.

Помню, как моя подруга, которая приехала в универ из Алма-Аты, потом осталась в Н-ске работать и жить, во время перестройки была ошарашена рассказами мамы и бабушки о судьбе деда (отца матери), который был репрессирован, но остался жив. У них про деда не говорили, потому что боялись навредить отцу моей подруги, который работал заместителем министра в Казахстане. Причем не говорили даже после ранней смерти отца.

А у нас о судьбе деда говорили всегда. Без особых подробностей. Но подробности не знали ни бабушка, ни отец, ни его сестра. Бабушка писала многие годы, пыталась узнать, хоть что-нибудь. Даже ездила на Дальний Восток. Ей отвечали, что умер в тюрьме от пневмонии в 1942 году. На самом деле его расстреляли 8 ноября 1937 года. У отца была такая версия раньше. Дед был директором школы и преподавателем географии в селе Маго в Хабаровском крае. В октябре 1937 года его и других мужчин в этом селе арестовали (перед тем выселили всех гиляков и корейцев, последних переселили в Казахстан). Арестованных увезли в Николаевск-на-Амуре.

Бабушка с моим отцом и его сестрой поехали в Николаевск. Поселились у родственников. Отец говорил, что время от времени видел деда через забор тюрьмы, когда арестованных выводили гулять. Последний раз он видел деда 5 ноября. Потом бабушке предписали покинуть Дальний Восток. Так они попали в Ачинск, где жили бабушкины сестра и брат. Папа и тетушка стали там учиться, а бабушке работы не нашлось - она была учительницей начальных классов. Потому дети остались у родственников, а баба Аня попыталась найти работу на Алтае. Когда отец закончил школу, то поступил в Томский университет. Мне до сей поры странно, что его гласно не взяли в авиашколу, а негласно - на физмат ТГУ. Зато взяли на геофак. После окончания он занимался поискам разных материалов и фактически всегда работал на гране закрытых тематик. Более того, его одногруппники почти все были из "неблагополучных" семей - из раскулаченных, из политических ссыльных - дети врагов народа. О том, что деда реабилитировали посмертно, узнали уже в 1970-е. А о расстреле - уже в интернете, когда появились разные списки.

Был у нас еще один родственник, который во время революции был очень весьма уважаемым человеком в Александровске-Сахалинском. Потом попал в опалу. Репрессировали. Но не расстреляли. Его сослали с Сахалина! Но на работу не брали. Потому он доехал до Кавказа. Туда приехала семья. Семья после его смерти вернулась на Сахалин.

А нам с Ниной в 1982 году в Южно Сахалинске младшая сестра папиной одноклассницы рассказала, что картина, как по дороге в Маго идут почти все мужчины села, стоит у нее перед глазами всю жизнь. Их отца тоже арестовали и расстреляли вместе с нашим дедом. Кто перед кем выслуживался, не понятно. Про деда Нине в 1970 году рассказывал папин друг кореец. Папина сестра разыскала семью этих корейцев в Алма-Ате. Туда ездили тетушка с мужем, потом наши родители. Нина с подругами поехала летом в каникулы. Так она хоть что-то узнала о том, каким был дед. Понятно, что мастеровитый, знающий. Думаю, что и папа, и тетушка многое от него унаследовали. Вот так твой рассказ меня разбередил. Только я знаю о родственниках совсем мало.

Спасибо.

г. Новосибирск

02.07.2023