Гостевая книга

Татьяна Савина

ГАЛОЧКА

Небольшого роста, полноватая, около 50-ти, с темными, коротко подстриженными волосами и темными же глазами... Незнакомка подошла ко мне на выставке художницы Аллы Виксне и, представившись – Галина, негромким, не очень уверенным голосом предложила: «Не хотите ли взглянуть на этот альбом?». После чего протянула мне альбом « Живопись иглой. Вышивки Светланы Бабушкиной».

Мне подумалось, что на всех этапах ее жизни (от школы и до работы где-то в научном учреждении) ее звали одинаково - Галочкой. Она не выглядела деловой или напористой женщиной. Тихая, вежливая и, сразу чувствовалось, терпеливая.

...Знаете, мне всегда казалось, что впечатление от рукодельных вышивок, особенно многокрасочных цветочных композиций, нужно описывать такими словами: *Махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро. Махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди... Царь и гости диву дивились...*

Таково обычно первое впечатление от яркой рельефной картины вышивальщицы, подсмотренной у природы и перенесенной на намеренно скромное полотно.

И вот такой альбом с броскими фотографиями вышивок Светланы Бабушкиной я держала в тот момент в своих руках. На обложке как раз то самое озеро с белыми березами из русской сказки, вот-вот выплывут лебеди. Альбом наполнен цветочными и фруктовыми натюрмортами сочнейших и одновременно прозрачнейших оттенков. Природные пейзажи, городские сюжеты и, чего врядли ожидаешь, портреты писателей и даже икона Мадонны с младенцем. Все абсолютно профессиональное, вышивки сделаны такой легкой уверенной рукой, что невольно забываешь сколь долгий и кропотливый труд рукодельницы стоит за этим.

Слов нет, Светлана Бабушкина вышила чудесную коллекцию картин, утвердив, что этот старинный способ украшения дома при помощи маленькой иглы, ниток мулине и атласных ленточек будет жить вечно. Но вернемся к Галочке – Галине. Светлана Александровна Бабушкина, – мама Галины. Этот альбом, вызвавший у меня так много эмоций, дар Галины к 80-летию своей мамы.

...Я читаю Галочкино предисловие в альбоме, посвященное ее маме, и мне кажется, что и она сама словно мастерица-вышивальщица вышивает портрет мамы, но только вместо красочных ниток использует теплые человеческие чувства. В манере ее спокойного повествования столько благодарной памяти, такое поглащающее чувство любви и нежности, что невольно возникает некое ностальгическое чувство вины, невозможности поправить невозвратное...

Вся жизнь Галины проходила рядом с талантливым и увлеченным художником – мамой. Светлана Александровна , к счастью, никогда не замахивалась на «признание поколений» и роль гения, и поэтому не портила жизнь домочадцев своим разочарованиеми. Она, наоборот, широко и щедро дарила свой талант и друзьям, и почитателям. И тех, и других было много.

Жизнь Гали с родителями прошла в военных гарнизонах на Дальнем Востоке. Много было бытовых неурядиц, проблем с едой, житейским комфортом. Но никогда не было однообразия и скуки. Мама Галины обладала удивительной способностью вносить праздник в житейские будни своей энергией, фантазией. Светлана Александровна была не только одаренным художником, но и прекрасным затейником, организатором гарнизонных балов, выставок. Она не только шила чудесные карнавальные костюмы для дочки, но и готовила программы самих карнавалов. Заражающая энергией, вызывающая восторг своими творениями, и прежде всего счастливая от того, что всем весело, – такой портрет мамы рисует Галочка.

... Идея альбома зародилась у Галины некоторое время назад. Приехав в Москву пару лет назад навестить свою дочь и родителей, а так же накопив за несколько лет экономной эмигрантской жизни некоторую сумму, Галина занялась поисками издательства. Эта часть ее замысла была наиболее простой.

Затем, гораздо более сложные, требующие профессионального подхода, процессы : фотографирование работ Светланы Александровны, подготовка дизайна фотографий и самого альбома. Наконец, составление сметы на бумагу, краску, тираж.

Шаг за шагом вырисовывался облик альбома – на прекрасной плотной бумаге с фоном из различного рода цветов, задуманным самой Галиной, чтобы подчеркнуть живость маминых вышивок. Чудесный портрет самой Светланы Александровны на второй странице в каком-то восточного оттенка платье. Пожилая женщина с уже поблекшими глазами, но словно бы через нестарческую насыщенность расцветки наряда передается ее неугасший страстный темперамент. Текст предисловия к каждой вышивке Галина также писала сама.

Потом – долгое ожидание выхода альбома. И наконец, первый экземпляр – подарок, дань любви и уважения маме. В этом номере и яркость вышивок мастерицы, и тепло чувств благодарной дочери.

Я не знаю, какова была реакция Светланы Александровны на подарок. Но предполагаю, что, помимо благодарности, и у нее самой, и у всех членов семьи возникло чувство гордости за свою семью, возможность получить так необходимое каждому из нас общественное признание.

Пока Галина не знает, как распорядиться тиражем. Она дарит альбом всем желающим. Хотя было бы разумнее попытаться продавать альбом, чтобы вернуть часть денег, потраченных на его выпуск.

Увы, новых работ Светлана Александровна не делает. К сожалению, она почти ослепла – такова судьба всех вышивальщиц. Выпушенный альбом едва успели показать маме перед тем, как она совсем потеряла зрение. Правда, в московском журнале «Вышивки и рукоделие» ее старые работы продолжают публиковать. Также ее работы можно посмотреть на сайте: www . SvetArt . Ru .

Почему я рассказываю эту историю? Наверное, потому, что с возрастом все чаще задумываюсь над простым, на первый взгляд, вопросом: все ли мы в нашей жизни обладаем этой способностью обожать, восхищаться или, хотя бы, уважать. Уделяем ли мы просто внимание тем, кто рядом с нами и более всего открыт для нас. Тем, в ком , в отличие от отдаленных от нас людей, мы можем видеть и сильное, и слабое. Тем, кого мы так хотим ранить, если нам самим плохо и мы знаем, куда можно побольнее «ударить». И кто виноват в том, что не видим в ближайшем окружении «гениев»?

Дети и внуки Галины или внуки и правнуки самой Светланы Александровны будут постоянно листать этот альбом. И со щемящей ностальгической болью будут читать теплые слова Галочки, восхищаться талантливыми бабушкиными вышивками , гордиться ею и ...Галочкой, сумевшей передать им это чувство гордости от принадлежности к своей семье, единственной и неповторимой...

Для журнала «Самовар». Калифорния, 2005 г.

24.02.2006