Встреча с Алексеем Ботвиновым, или «язык эсперанто»

Встреча с Алексеем Ботвиновым, или «язык эсперанто»

21 сентября 2012 года

Встреча с Алексеем Ботвиновым, или «язык эсперанто»

Первый раз имя пианиста Алексея Ботвинова я увидела в конце августа в рекламе журнала «Встреча» (JCC, Palo Alto):

«Впервые в Калифорнии! Выдающийся пианист, Лауреат конкурса им. Рахманинова, играет Рахманинова, Баха, Шопена».

Купила билеты.

И вдруг неожиданное сообщение от Федосеевых: Наш гость - известный пианист Алексей Ботвинов, совершающий свой первый концертный тур по Америке. Он расскажет о себе и своём творчестве и исполнит фрагменты произведений.

Впрочем, почему неожиданное? Если вспомнить, что дом Светланы и Алексея Федосеевых всегда открыт для встреч с интересными людьми в их клубе журнала Terra Nova, то такая встреча вполне ожидаема. Конечно, надо ехать!

Алексей Федосеев представил гостя как близкого по духу человека, который, как и многие члены клуба Terra Nova, живет и работает в разных странах. В случае Алексея Ботвинова – это Украина (Одесса) и Швейцария (Цюрих), а гастроли в 43 странах!

Гость-пианист начал встречу за роялем, исполнив «Ноктюрн» Шопена.

Первая моя встреча у Федосеевых в клубе 1 декабря 2007 года тоже началась с Шопена:

Белый рояль Каваи...,
Замер весь мир вокруг,
Пальцы бегут по клавишам,
Слышен лишь скерцо звук.

То торжество и стихия,
То шаловливый блеск.
Кажется, сердце не выдержит
Этих эмоций всплеск.

Вот мчится лихая мазурка,
Этюд зовет к мятежу,
Душа уплывает с ноктюрном
К всевышнему рубежу.

Как жаль, что лишь миг – не вечность
Тот вечер будет при нас.
Хотелось, чтоб  бесконечно
Звучал шопеновский вальс.

Тогда играла Анна Полонская. Стихи написаны ей. Я слушала и других музыкантов в этом доме. Это всегда большая радость.

Я сразу почувствовала: МАСТЕР! «Душа уплыла...».

Начались вопросы, на которые Алексей Ботвинов отвечал свободно и легко, и, что было вдвойне приятно, пианист говорил правильным русским языком тоже легко (я сомневалась, надо ли писать о «русском языке», и решила все же, что надо, так как это не так уж часто встречается), и было сразу видно, что он свободно разбирается в разных областях культуры (будь то рок, современная классическая музыка, литература, живопись, балет и т.д.) Ни снобизма, ни жеманства. Уважение к профессионалам в других видах искусства, и уважение к нам, слушателям, собеседникам. Ум, профессионализм и еще ощущение «истины» от того, что он говорит.

Встреча с ним в клубе перемежалась интересными рассказами из жизни музыканта и чудесным исполнением им произведений Рахманинова, Скрябина, Баха.

Поскольку Алексей – одессит, то он, естественно, поделился тем, что хорошо знаком с Михаилом Жванецким, который возглавляет Всемирный клуб одесситов, членом которого является и сам музыкант. Были, конечно, вопросы и ответы «за Одессу».

Пианист с удовольствием рассказал и о своих гастролях по миру. Например,  в Азии, в странах, которые совсем недавно стали знакомиться с классической музыкой, собираются на концерты огромные залы слушателей. Он назвал свою музыку «языком эсперанто», который един для всех людей и который понимают во всех уголках нашей планеты. Его радует отношение к классической музыке в Китае, где за последний год построено 40 современных концертных залов, где при открытии музыкальной школы родители, чтобы записать туда своего ребенка, выстаивают в очереди по нескольку суток (как потом заметила моя подруга: «не за колбасой очередь, не за хлебом»). Да, «не хлебом единым» живы китайцы... Алексей рассказал, как в концертном зале в  столице Тайваня Тайпее ему предложили на выбор 8 роялей! Обычно, даже в самых лучших концертных залах, можно выбрать из трех-четырех, а тут – 8! И, как сказал музыкант, выбрать было очень трудно, так как каждый очередной звучал еще лучше предыдущего, то есть все рояли были самого высокого качества.

Очень увлекательно пианист поведал о своем театрально-музыкальном проекте по роману Михаила Шишкина «Письмовник». Алексей Ботвинов и писатель Михаил Шишкин уже лет 16 живут в Цюрихе и дружат. При чтении романа друга у пианиста родилась идея спектакля. Михаил Шишкин возражать не стал. В Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. В. Василько Алексеем Ботвиновым была осуществлена постановка спектакля "Письмовник. Элегия". В ролях заняты Евгений Юхновец и Ольга Петровская (до этого, весной 2011 года, А.Ботвинов участвовал в разовой постановке "Письмовника", которая прошла в московском театре "Школа современной пьесы" и была приурочена к юбилею актрисы Ирины Алфёровой, исполнившей там главную роль). Алексей Ботвинов сопровождает спектакль фортепианной музыкой С. Рахманинова и А.Скрябина. Конечно, и нам на встрече Алексей Ботвинов исполнил «Элегию» Рахманинова и «Прелюдию для левой руки» Скрябина.

Поделился Алексей с нами и своими творческими поисками на стыке разных видов искусства. У него есть проекты с видеоинсталяциями. Называется такой жанр в искусстве «визуализацией классической музыки», а проект назвали «Визуальная реальность музыки». Так, например, на исполнение им «Чакона» Баха в Киеве на Софийской площади собралось 5 тысяч слушателей, и, главное, - молодых, которые совсем были далеки от классической музыки, но такой жанр им очень понравился, они стали чувствовать этот «новый язык эсперанто», которым так виртуозно владеет Алексей Ботвинов.

Есть у музыканта и проекты в Цюрихской опере, где фортепиано и балет являются полноправными участниками спектакля.

Очень порадовал Алексей меня лично, когда заговорили о современной классике, и он назвал своим любимым современным композитором Алемдара Караманова. Караманов, как и я, родился в Симферополе, и хотя начинал творить в Московской консерватории вместе с Альфредом Шнитке и Софией Губайдулиной, но потом вернулся в Симферополь, где и создал свои произведения, которым Алексей Ботвинов предсказывает большое будущее.

Уже после официальной встречи я брала автографы у Алексея (я купила его диски с записами С.Рахманинова и И.Баха), и у меня была возможность поговорить с ним. Я узнала у него, что он в течение года был художественным руководителем Одесского театра оперы и балета, но, к сожалению, ситуация для творчества в Одессе, мягко говоря, не такая благоприятная, как в Швейцарии, где он сейчас живет.

Я поняла, что Алексея Ботвинова «курировал» Александр Альшванг,  владелец русского клуба «Самовар» в Силиконовой долине, актер Театра «Ю» и очень интересный, увлеченный, энергичный человек. И, конечно, я поинтересовалась у Александра, как ему удалось привезти в Калифорнию такого замечательного пианиста. Александр рассказал о своих «связях» в Европе.

На следующий день состоялся концерт. И хотя я уже была «подготовлена», но в зале «язык эсперанто» меня совершенно потряс, взорвал эмоции, наполнил гордостью за «своего» пианиста, потому что с этого времени Алексей Ботвинов – МОЙ ПИАНИСТ!

Спасибо Светлане и Алексею Федосеевым и Александру Альшвангу за такой подарок!

Если хотите узнать о нем побольше, посетите сайт пианиста Алексея Ботвинова: http://www.botvinov.com.ua

Автор: Галина Курляндчик

Город: Санта Клара, Калифорния

Дата: 21 сентября 2012 года

Назад