Магия вышивки

«Как знает каждый, кто пробовал,
вышивка требует не только беззаветной любви к оригиналу,
но и дзен-буддийского упорства.
Поскольку медитация не бывает пошлой,
все эти народные гобелены обладают внехудожественной ценностью.
Они служат конденсатором жизненной энергии,
которую любители фэн-шуй зовут «ци»,
а остальные – как придется».

Александр Генис «Акмеист леса. Шишкин» –
«Фантики». – М.: Астрель: CORPUS, 2010.

Психологи считают самые ранние детские воспоминания важнейшим источником достоверной информации о личности человека. Для меня очевидно, что события, происшедшие со мной в раннем детстве, произвели на меня незабываемое впечатление и послужили неким фундаментом, на котором была простроена вся моя последующая жизнь. Нетрудно догадаться, что речь пойдет о моей семье, а еще точнее – о моей маме.

Немного семейной хроники

Прежде чем поделиться своими детскими воспоминаниями, я бы хотела рассказать о том, что произошло в жизни мамы до моего появления на свет. Для этого я воспользуюсь страницами дневника моего деда Шуры, маминого отца, Александра Дмитриевича Сорокина, военного человека. Его  дневниковые записи я буду комментировать, чтобы пояснить некоторые факты, имевшие, на мой взгляд, непосредственное влияние на мамину судьбу.

О себе дед пишет на первой странице дневника (далее курсивом выделен текст дневника):

Родился в 1896 году в деревне Дымовщина Рождественской волости, Уржумского уезда, Вятской губернии в семье крестьянина бедняка. По национальности Русский.

Я буду краткой. Дед закончил два класса церковно-приходской школы, с 8-9 лет пас скот у себя в деревне, а с 14 был уже главным кормильцем в семье. Во время Первой Мировой войны был ратником 2-го разряда, то есть его должны были призвать в армию в первую очередь, но на фронт он так и не попал, а в феврале 1918 года поступил в Красную Армию. Воевал в Сибири, на Украине, вошел со своей частью в Крым через гнилой Сиваш, после чего заболел туберкулезом, но продолжал служить. В 1922 году его часть перевели в Днепропетровск, где он встретил свою будущую жену Марию Георгиевну Студенникову, дочь машиниста поезда.

В октябре месяце 1923 года у нас нашелся первенец, назвали его Юрой.

В октябре 1925 года меня перевели в г. Белая Церковь, где у нас нашлась – славная умница дочка – Светлана. Она родилась 10-го января 1926 года.

Город Белая Церковь,  где нашлась моя мама, недалеко от Киева. У деда все шестеро детей нашлись. Так, наверное, говорили в деревне Дымовщина. Как приятно мне узнать, что дед называет мою маму «славная умница дочка»! Дед пишет о своей дочке в традициях русской сказки, как бы предсказывая ее доброе будущее. Эта фраза дает мне ясно понять, что он хотел детей, любил их и гордился ими. Что касается имени, то бабушка Маша собиралась назвать ее Сусанной. Сусанна – слишком вычурно для русского уха, но это был результат бабушкиной начитанности. У нее было аж четыре класса образования! Дед считал свою жену культурной и образованной. Сусанна – древнееврейское имя, которое означает «белая лилия». Остановились все же на славянском имени Светлана – «светлая»! Впрочем, имени Светлана не было в святках, оно только входило в моду в 20-е годы. Я уверена, что это имя маме было дано неслучайно, в нем есть некая магия, оставившая отпечаток на ее судьбе. Бабушка Маша всегда стремилась к красоте, к высокому и светлому, поэтому влияние ее эстетических и духовных устремлений на жизнь детей начиналось именно с выбора имени.

Дата рождения – 10 января! Эта дата – всегда особый день в нашей семье, а с 2007 года уже двойной праздник, потому что в этот день у нас нашлась моя внучка, а мамина правнучка, Алиса. 

В 1934 году нас постигло большое несчастье. В феврале умер старший сын Юрий, а в октябре мл. Вадим. Это был тяжелый удар по нашему семейному счастью.

Мама не раз рассказывала, как их семья потеряла двух мальчиков одного за другим. Первым умер старший 10-летний брат Юра от туберкулезного  менингита, а вскоре и младший 10-месячный Вадим от дизентерии. Осталась одна 8-летняя девочка, моя мама. Врачи сказали бабушке: «Берегите девочку». У нее был туберкулез в закрытой форме. Бабушка Маша увезла своего последнего уцелевшего ребенка в Крым, в Феодосию, в детский санаторий. Маму спасли, но она росла слабой девочкой. И моя мама, и ее брат Юра заразились туберкулезом от отца.

Светлана с родителями
Мама с родителями. 1936 год

Деда переводили по службе в разные места, семья переезжала с ним. Мама меняла школы много раз. В 1937 году у нее нашлась сестра Стелла («Звезда» по-латыни, а в семье Тала), а в 1939 нашлась Леокадия (имя греческое, а дома – русское – Лада).

В мае 1940 года дивизия, где служил дед, была переведена в бессарабский город Бельцы на границе с Румынией. Семьи офицеров жили в центре города, а воинские части располагались на окраине.

Война и эвакуация

22 июня 1941 года.

Полки дивизии заняли оборону по   реке Прут на 140 кил. по фронту.
В 22.00 2-6-41 г. эшелоном отправили семьи и ни у кого из нас мало (не) было уверенности, что наши семьи доберутся благополучно.

Маме было 15 лет, и она хорошо помнит этот день. Вот что она рассказала:

Мы с мамой эвакуировались два раза. Первый раз из г. Бельцы (Бессарабия) вечером в первый день войны, т.к. война у нас началась в 4:00 утра, над головой летал самолет и летели трассирующие пули. Вечером семьи погрузили в товарные вагоны, и мы  поехали в Днепропетровск, где служил отец до Бессарабии, и там жили бабушка с дедушкой и другие мамины родственники.

Я долго не могла понять, как удалось спасти семьи, эвакуировав их в первый же день войны. И вот что я узнала от мамы, расспросив ее подробней.

Обстановка на границе была очень напряженная уже за несколько дней до 22 июня. Их семью, как и другие семьи, переселили из центра города непосредственно в расположение дивизии, где служил дед. Вещи еще не распаковали, поэтому, например, уцелели семейные фотографии. Когда девочки проснулись от гула самолетов и свиста трассирующих пуль, то на веранде они увидели связанного молдаванина. Как мама поняла, его арестовали за то, что он подавал сигналы немецким пилотам. Мама также сказала, что если бы их не перевезли из города в часть, то ночью 22 июня их бы всех перерезали. И это всё произошло в первые же часы войны!

Мне стало ясно, что в части деда, которая располагалась в непосредственной близости от границы, готовились к войне, несмотря на приказы из Ставки и прочие препоны. Семьи из города переселили в часть, эшелоны подготовили тоже наверняка заранее, да и молдаванина так быстро поймали, потому что ждали нападения со стороны немцев. Кто-то из военных командиров взял на себя ответственность и принял решение о спасении людей, нарушая при этом приказ сверху и рискуя быть расстрелянным за «паническое настроение». Поклон ему от меня и от всей моей семьи!

Бабушка Маша с детьми, с трудом добравшись в Днепропетровск, поехала во вторую эвакуацию в Оренбургскую область в деревню. Там мама работала в колхозе в поле и на току вместе с другими подростками, получала трудодни, которые помогли им пережить первую военную зиму. Постепенно она окрепла и стала забывать о своем туберкулезе. Это время закалило ее физически и духовно.

Связи с дедом все эти долгие месяцы не было, как не было и денежных аттестатов, которые выдавались семьям фронтовиков, потому что дед попал со своей частью в окружение. Но он сумел вывести остатки дивизии к своим уже в начале зимы 1941 года. Они спасли знамя дивизии, за что дед получил орден Красного Знамени, а позже был отправлен служить в морскую пехоту на Черноморский флот, который тогда держал оборону в Севастополе.

Институт и замужество

Школу мама закончила в городе Поти, где в то время базировался  Черноморский флот и куда деду удалось забрать семью из эвакуации. Перед выпускными экзаменами в школе мама заболела малярией, сдавала экзамены с температурой 40, но опять выжила. В январе 1945 года нашелся Гоша, мамин младший брат Георгий, названный в честь маминого деда, погибшего в Днепропетровске во время бомбежки. Семья переехала в Симферополь, где мама поступила в педагогический институт на филологический факультет. Вот что она рассказала об этом времени:

Институт восстанавливался после войны. Первые дни в институте пришлось много поработать, создавая хоть какие-то условия для занятий. Все ведь было разрушено, но главное учебное здание сохранилось. Сидели на досках, положенных на кирпичные столбики, таскали книги из городской библиотеки в свою (видимо, для сохранности перед оккупацией их туда переместили). Кроме того что учились, обустраивали и сам институт, чистили подвал. Везде же были свалки.

Во время учебы она познакомилась с моим будущим папой, младшим лейтенантом-танкистом Владиленом Натановичем Бабушкиным, окончившим школу в Москве в 1941 году и прошедшим всю войну. Они поженились в 1948 году, когда мама окончила институт. Папа тогда служил в Германии, но семьи туда еще не ввозили.

В 1949 году нашлась я, их дочь. А через два года папу перевели служить на Дальний Восток. Туда уже можно было ехать и нам с мамой. И мы поехали. На семнадцать лет.

Дальний Восток

Первое, что я видела, когда просыпалась утром, — мамины вышивки на стенах нашей комнаты. Изысканные розы, великолепные маки и нежные ромашки говорили мне: “С добрым утром!” Мне было тогда года четыре или пять, но чувство радости от красоты, которая меня окружала, я помню до сих пор. Мы жили в гарнизоне на берегу озера Ханка, в Приморском крае на границе с Китаем. У папы была тяжелая служба. А мама всегда рядом и всегда за работой. Я знала, что моя мама — рукодельница. Кроме  картин, вышитых гладью, нашу комнату украшали также вышитые гладью и крестом скатерти, салфетки, подушки. Я ходила в платьях, сшитых мамой и украшенных ее вышивкой, у папы была рубашка, вышитая мелким украинским крестиком, а ее собственные самодельные наряды вызывали неизменный восторг у всех соседок.

Я знаю от мамы, что дома у них никто не вышивал, не рисовал, хотя иголку в руках мама держала с детства. Она рано научилась шить и сама себя одевала. Ей очень нравилась вышивка гладью, но учиться этому было негде. В годы ее молодости этот род занятий считался мещанством, пережитком буржуазности. Живя в Симферополе, она смогла, наконец, найти женщину, которая дала ей начальные уроки по вышивке гладью. Первая ее работа – «Маки».

вышивка гладью - маки
Маки. Гладь, шелк, 47х110 см

В этой работе она осваивала сложнейшую вышивальную технику, училась «живописи иглой». Все остальные виды вышивки мама постигала самостоятельно. Жизнь с мужем-военным по гарнизонам способствовала этому занятию.

В то время в военных городках уже вышивали многие женщины. В нашем гарнизоне устраивались выставки рукоделия, там мамины вышивки всегда занимали первые места. Ее работы отличали вкус и тончайшее мастерство исполнения, поэтому их отправляли на другие, более представительные выставки. И даже там (на выставках Дальневосточного военного округа в Хабаровске) они получали первые призы. С тех дней у нас дома хранится семейная реликвия — инкрустированная шкатулка – мамина награда за ее великолепные вышивки.

Наш гарнизон был большой, с построенным при нас Домом офицеров, где проводилось множество интересных вечеров. Если это был Ситцевый бал, то мамино платье из ситца матрасной расцветки удостаивалось первой премии. На Вечере пирога мамины оригинальные рецепты восхищали самых больших гурманов, а впоследствии она принимала участие в этих кулинарных праздниках уже как член жюри. Незабываемы маскарадные балы на Новый год, где костюмы, придуманные и выполненные мамой, вызывали неизменный восторг всех присутствующих и получали самые высокие награды. Например, карикатура в журнале “Огонек” подала идею двойного костюма “Вальс современного Штрауса”: тогдашний канцлер ФРГ Штраус, известный своими воинственными заявлениями, танцевал в обнимку с “атомной бомбой”. Или другой пример: тоже двойной костюм “Сказка о рыбаке и рыбке”, где старик со старухой были на балу с настоящей сетью, настоящим разбитым деревянным корытом и “золотой рыбкой”. Ну как мне было не гордиться своей мамой!

Я росла, а мама совершенствовала свое мастерство в разных видах рукоделия. Она освоила вязание на спицах, взяв пару уроков у другой жены офицера, латышки, которая вязала с детства. Потом мама взялась за крючок, и у нас в доме появились кружева.

В школе я участвовала в самодеятельности, танцевала, и все костюмы для моих выступлений: татарский, китайский, индийский, украинский, венгерский – были настоящими произведениями искусства. А замуж я выходила в белом ажурном платье, связанном моей мамой. Это, конечно, не укладывалось ни в какие нормы и традиции — невеста в вязаном платье! Но оно было так красиво, что ни одно другое не могло бы конкурировать с этим маминым шедевром.

Рязань

Кстати, замуж я выходила в Рязани, где тогда жили мои родители после демобилизации папы из армии. Там мама организовала для своих друзей “Клуб веселых гостей и находчивых хозяев”. К каждому собранию этого клуба, будь то день рождения, юбилей, свадьба или  другое радостное событие, выпускалась стенгазета с ее стихами, полными юмора, доброты и тепла. Эти самодельные газеты до сих пор хранятся у одного из членов этого клуба, бывшей заведующей Рязанским областным архивом Веры Иосифовны Холмогорской.

Нарисованный мною портрет выглядит, вероятно, несколько однобоко. Можно подумать, что мама всю жизнь не отрывалась от нитки с иголкой, крючка или спиц. На самом деле она очень активный, необычайно трудолюбивый и отзывчивый человек. Будучи гуманитарием по образованию, мама всегда работала в библиотеках гарнизонов, где мы жили, проводила читательские конференции, за что получила множество наград и даже грамоту ЦК ВЛКСМ.

У нас дома всегда в ходу были швейная машинка, позже вязальная машина, но мама не любила машины, ей нравилась больше ручная работа, поэтому одежду себе, мне, моим детям, вещи для дома всегда украшала вышивкой. Подарки для родственников и друзей старалась не купить, а сделать своими руками.

Мама любила гостей, которых принимала с истинным радушием, угощая вкуснейшими пирогами и другими яствами. Помимо многочисленных родственников, в доме у моих родителей бывало много друзей, которых мама тоже одаривала уникальными подарками. На свой день рождения она любила устраивать девичник для подруг, и для каждой ею был вышит подарок крестом, гладью или ленточками. Устраивалась викторина, и гости уносили домой подарки от именинницы.

Москва

Выйдя на пенсию и уже живя в Москве, мама посещала занятия крючком в студии «Декоративный костюм» под руководством дизайнера Ольги Литвиной. Наши гардеробы пополнились уникальными вещами, в которые мама внесла свои творческие идеи. Там мамины работы оценила редактор  «Журнала мод» Ирина Нечаева. И мамины работы в разных видах вышивки публиковались в этом журнале на протяжении десятка лет в специальных выпусках по рукоделию. Мы, вся наша семья и близкие друзья, очень рады за маму: благодаря этому журналу она получила признание как настоящая художница. Теперь новое поколение рукодельниц может воспользоваться ее мастерством и просто насладиться прекрасным творчеством. А вот так оценивают мамино творчество редакторы «Журнала мод»:

«Восхитительные вышивки нашего давнего автора Светланы Бабушкиной – подлинное украшение нашего журнала. Чувство цвета и тонкость работы просто поражают».
Журнал мод. Рукоделие, 2003, № (438).

В середине 90-х годов мама стала быстро терять зрение. Дистрофия сетчатки – болезнь наследственная (бабушка Маша страдала тем же) и неизлечимая, а оставаться без своего любимого занятия мама не могла, поэтому она переключилась на вышивку шелковыми ленточками. Моего мужа в это время пригласили на работу в США, и у меня появилась возможность привозить маме книги по этой вышивке и сами ленточки. В России их еще не продавали в то время, а я ходила в магазины по рукоделию и подбирала ленты разной ширины и разных цветов. Например: для листьев – 10 оттенков зеленых от светло-зеленых до темно-зеленых, для сирени – 10 оттенков сиреневых от светло-сиреневых до темно-фиолетовых и т.д. Поскольку у мамы был огромный опыт в  рукоделии, то она стала изобретать собственную технику для своих новых моделей. Ленточки дали ей дополнительные возможности для творчества, натолкнули на совершенно новые идеи в создании картин, где используется и вышивка гладью и ленточками, и аппликация. В ее голове постоянно зрели новые образы, которые приобретали краски и объем в ее руках.

вышивка ленточкой сирень
Панно с сиренью. Гладь, ленты, аппликация, 23х33 см

Я несколько раз наблюдала реакцию людей, впервые увидевших мамины вышивки лентами. Это было полное изумление и радость при виде букетов с цветами: «Как живые!»

Пособия на русском языке по вышивке шелковыми ленточками очень редки, а освоить эту технику хотят многие, поэтому мама, сейчас практически слепой человек, передает свое умение другим. Она ведет занятия по вышивке шелковыми лентами  в Отделе искусств библиотеки района «Восточное Измайлово» города Москвы, который находится во дворе дома, где она живет. Ее приглашают проводить мастер-класс по этому виду рукоделия для подопечных Центра социального обслуживания этого же района. Библиотека и ЦСО берут ее работы на творческие выставки, а в 2009 году мама получила Диплом за участие в такой выставке ко Дню города Москвы.

Главный ценитель, первый критик и основной помощник во всех маминых творческих делах – мой папа. Он всегда был готов увеличить рисунок для вышивки, сделать рамку, вставить и повесить картину и, что самое ценное, поддерживает маму во всех ее многочисленных начинаниях.

А уж какая она замечательная бабушка и прабабушка! Мы жили и работали в Академгородке под Новосибирском, а на лето всегда отправляли детей в Рязань, затем в Москву, где мои родители устраивали им интересные каникулы. Не только наша семья, но и наши друзья любят приходить в дом моих родителей, чтобы насладиться красотой убранства квартиры и радушием хозяев.

В прошлом году мама перенесла инсульт, но не испугалась, опять поднялась, и опять в строю, как истинная дочь командира и жена  офицера. С трудом научившись заново ходить, она первым делом отправилась в библиотеку, где в это время проходила выставка работ ее учениц.

Я с родителями в День 62-й годовщины их свадьбы. 1 августа 2010 года, Москва
Я с родителями в День 62-й годовщины их свадьбы.
1 августа 2010 года, Москва

Альбом, сайт, календари

В 2005 году накануне ее 80-летия наша семья сделала маме подарок – мы опубликовали альбом с ее вышивками под названием «Живопись иглой». Она привыкла дарить подарки, сделанные ею самой, а из-за потери зрения это стало невозможно. Альбом и позже ежегодные календари с ее работами несколько восполняют ей эту утрату.

Мамин альбом вызвал теплые отзывы у многих людей. Вскоре после выхода в свет в 2006 году в канадском русскоязычном журнале «Самовар» появилась статья Татьяны Савиной под названием «Галочка»», посвященная альбому «Живопись иглой».

Когда альбом был готов, мы сделали в Интернете выставочный сайт www.svetart.ru.  Сайт существует на русском и английском языках. В него вошли не только вышивки гладью, крестом, лентами, в смешанной технике, но и интерьеры, одежда, разные аксессуары. Он регулярно пополняется. Мы иногда находим и публикуем «новые работы», которые были подарены мамой ранее родственникам и друзьям. Иногда мы помогаем ей доделать задуманное. К некоторым работам в сайте даны описания и схемы, чтобы желающие могли выполнить их самостоятельно. Есть «Книга отзывов», где посетители сайта оставляют свои впечатления от работ мастерицы. Эти отклики мы печатаем для мамы. Это приносит ей радость. Я не буду цитировать в этой статье все отклики, которые мы получили. Приведу здесь только один:

«…Начну, наверное, по-порядку, со Светланы Александровны, потому что именно она первопричина дальнейших событий. Облик Светланы Александровны дышит поразительной гармонией, а красивая самобытная одежда только подчеркивает абсолютную неординарность ее хозяйки. Представить ее в костюме или платье из ГУМа (или точнее из того, что сейчас в бышем ГУМе) не только невозможно, но и неуместно. Одухотворенность, веющая от ее личности, требует такой же одухотворенной одежды. Антон Павлович Чехов, формулируя кредо человека, в котором должно быть все прекрасно, имел в виду именно такие русские души – талантливые во всем, чтобы они ни делали – живописали ли иглой, пекли ли румяные пироги, или растили детей столь же талантливых и с такой же благородной душой, как они сами.

Русские женщины послевоенного поколения – наши мамы – особый социальный феномен, требующий специального изучения. Светлана Александровна – его лучший представитель, потому что воспитала дочь, которая по достоинству оценила и мамину жизнь, и мамин труд, а главное при маминой жизни успела подарить ей бессмертие.

...Мною правит шквал чувств, перед которыми даже наш «великий, могучий русский» оказывается бессилен. Чтобы я сейчас ни писала, будет лишь бледным подобием тех глубоких переживаний, которые вы, Галя, мне подарили.

LarissaWatkins
05.03.2006»

Сайт пользуется большим авторитетом в Интернете. Его дают в рекомендациях другие сайты по рукоделию и домоводству. В форумах рукодельницы рекомендуют его друг другу. Используют и в других ссылках. Например, мамины «Березы» я увидела в Карельских новостях. Рассказывалось о том, как юные футболисты сломали во время игры несколько молодых березок в парке. Видимо, просто фото берез не устраивало, а березы, вышитые гладью, придали событию больше эмоций.

Березки (фрагмент). Гладь, шелк, 60х40 см
Березки. Гладь, шелк, 60х40 см

Идея опубликовать мамины работы пришла естественно. Кроме того, что это, на наш взгляд, хороший подарок, но это еще и ниточка, которая связывает нашу семью. Я, к сожалению, не унаследовала от мамы страсти к рукоделию, хотя и шила, и вязала, как того требовали условия, в которых мы жили. У дочери было желание и способности последовать по стопам бабушки, но ответственная работа и семья не оставляют времени для собственных увлечений. Нам всем хотелось как-то продолжить традицию семьи. Мамины работы вдохновляют нас, а ниточки тянутся в разные концы ко множеству знакомых и незнакомых людей, которые находят в них источник радости, света, поражаясь талантом, мастерством, упорством рукодельницы. Эти ниточки, связывающие людей, и легли в основу  главной маминой творческой и человеческой удачи - главной ее картины, которая и есть магия вышивки.

После опыта с альбомом мы решили попробовать издать календари с мамиными работами. Замысел первого календаря был прост. Календарь на 2007 – «Поэзия вышивки» – мы составили из  маминых пейзажей, выполненных крестом и сопроводили их стихами русских поэтов, посвященных временам года. Все календари мы выпускаем на русском и английском языках, пропагандируя русские традиции рукоделия и среди американских друзей и знакомых.

Осень. Крест, мулине, 23х15 см
Осень. Крест, мулине, 23х15 см

Календарь на 2008 год назывался «Магия розы», а поскольку роза – один из древнейших поэтических и художественных образов, то в нем мы собрали мамины розы, исполненные гладью, крестом и лентами, прокомментировав вышивки цитатами из «Журнала мод», в котором публиковались мамины работы.

Подушка с розами. Ленты, 45х45 см
Подушка с розами. Ленты, 45х45 см

«Старинное искусство вышивки тесьмой и лентами стало забываться. Однако тесьма успешно заменяет (и дополняет) вышивку гладью и аппликацию. Цветы, выполненные в этой технике, выглядят рельефнее и исполняются гораздо быстрее. Букеты и гирлянды из тесьмы и лент очень эффектны не только для декоративных панно и салфеток, но и для отделки шитой и вязаной одежды».- Журнал мод. Рукоделие, 2003, № 439 .

 «Мелодия цветов» так назывался календарь на 2009 год, который был посвящен маминым цветущим полянам и букетам с ландышами, незабудками, фиалками, нарциссами, маками, гиацинтами, гвоздиками, анютиными глазками, сиренью,  гортензией, розами и, конечно же, мамиными любимыми ромашками. Все вышивки сопровождались стихами о цветах, позаимствованными нами в мировой поэзии.

Ромашки. Гладь, шелк, 25х37 см
Ромашки. Гладь, шелк, 25х37 см

В календарь на 2010 год мы поместили мамины вышитые подушки и назвали «Гармония уюта».

«Всего несколько вечеров – и вы обладатель такой вот уютной подушки. Цветочные мотивы – традиционно самые популярные, и чтобы не вытворяла ветреница-мода, думая о домашнем уюте, мы всегда в первую очередь вспоминаем о цветах. Подушки-панно, украшенные ленточной вышивкой , - это маленькие поляны с вечноцветущими ландышами и анютиными глазками». – Журнал мод. Рукоделие, 2005, № (462).


Подушка с цветами и орнаментом. Крест, мулине, 50х40 см

«Дни солнцеворота» – пейзажный календарь на 2011 год, в котором мамины работы перекликаются с лирикой Бориса Пастенака, посвященной природе. Этот календарь мы отправили в Дом-музей Б.Л. Пастернака в Переделкино и получили ответ от директора музея Натальи Анисимовны Пастернак: «Потрясены красотой художественных картинок Вашего календаря. Повесим календарь в самом музее, будем вспоминать Светлану Александровну в любовью. Большое спасибо. Н.Пастернак. Сен. 2010. Переделкино».

Недавно вышел из печати календарь на 2012 год. В нем мы поместили мамины вышивки гладью, которые сопровождаются «Сонетами» В.Шекспира в переводах С.Я.Маршака. Этот календарь называется «Классика жанра», так как он составлен из классических канонов двух творческих направлений.

Натюрморт с арбузом. Гладь, шелк, 70х50 см
Натюрморт с арбузом. Гладь, шелк, 70х50 см

Красота спасет мир: Несколько историй

История первая

2006 год. Соседи по московскому двору Тамара Владимировна и Люда Мараховские рассказали следующее. Отец Люды, бывший военный моряк, тяжело болевший перед смертью, держал только что выпущенный и подаренный их семье альбом «Живопись иглой» с вышивками моей мамы рядом со своей постелью. Он то и дело брал его в руки и смотрел на вышивки в этом альбоме. Видимо, ему было легче переносить физическую и душевную боль, которые принесла его болезнь. Хочется надеяться,  что теплая красота маминых работ помогла ему перейти в «мир иной» «спасенным».

История вторая

Примерно в это же время у родителей была помощница Нина, женщина с Украины, приехавшая на заработки в Москву и работавшая дворником у них во дворе. Нина отвезла подаренный мамой альбом своей больной матери, которая спала за занавеской в своем доме, как это принято до сих пор в русских и украинских деревнях. Больная женщина не выпускала альбом из своих рук до самой своей кончины.

И хотя обе истории с очень печальным концом, но хочется думать, что мамины работы, собранные в этом альбоме, принесли радость двум прекрасным людям в последние дни и часы их жизни.

История третья

Моя подруга-американка, человек очень хрупкий физически, вешает мамины календари напротив своей кровати и, просыпаясь по утрам, а также проводя долгие месяцы в постели после травм, любуется мамиными работами. Она говорит, что они ей очень помогают переносить боль и тяжелые моменты в жизни. Она также говорит, что с волнением ждет новый месяц, чтобы прочитать новые стихи и соединить увиденное и прочитанное в одно прекрасное ощущение.

История четвертая

Помощница нашего семейного доктора, в офис которого я каждый год приношу новые календари и карманные календарики, рассказала, что как-то в автобусе, которым она ездит на работу, она показала водителю вместо проездного билета мамин календарик, спохватилась и стала искать проездной, но водитель сказал, что она ему часто показывает эту красивую карточку и он ничего не имеет против :)

История пятая

Совсем недавно одна давняя подруга поведала о том, что, оказывается,  относит мамины календари в библиотеку Новосибирского государственного университета, в котором она работает по совместительству. Все библиотекари очень трепетно относятся к этим календарям. Им нравятся и работы по рукоделию, которые их вдохновляют на собственное творчество, и оформление календарей со стихами, которые добавляют эмоций и мыслей к увиденному на картинках.

История шестая

18 октября 2009 года Инна Трегуб организовала в нашем доме в городе Санта Клара, штат Калифорния, США вечер-салон «Творчество женщин», где гости познакомились наряду с творчеством местных женщин  художниц, поэтесс, музыкантов, ювелиров и с мастерством моей мамы.

История седьмая

Несколько подруг, которым я дарю календари в Калифорнии, вешают их у себя на работе в своих рабочих кубиках, так как считают, что на работе они проводят больше времени, чем дома.

Наше наследие

«Ничто так не успокаивает, как вышивка гладью декоративных панно, скатертей и салфеток – это занятие сродни медитации». - Журнал мод. Рукоделие, 2004, № 2(450).

«Крупная вышивка гладью всегда выглядит эффектно и способна изменить любой предмет, облагородить его. Домашние скатерти, приготовленные специально для званых обедов и уютных чаепитий, непременно вызовут восхищение мастерством хозяйки. Безусловно, такие вещи мы не используем каждый день, а вот передавать их по наследству – это самая стойкая и приятная традиция. И если раньше эти «бабушкины» скатерти вызывали у родственников тихую тоску, то теперь, философия жизни, к счастью изменилась, и мы можем по достоинству оценить прекрасные традиции наследования».
Журнал мод. Рукоделие, 2005, № (462).

 Эти слова в журнале появились под фотографией маминой скатерти. Мамины работы – это наследство не только нашей семьи, но и наших друзей, посетителей сайта и других поклонников ее творчества. Когда мы видим, как мамины работы вдохновляют, призывают взяться за иглу, и жить, и творить, мы начинаем верить, что в этих работах таится некая магия. Я не хочу сказать, что вышивки захватывает всех. Красота, вообще, понятие субъективное, но она является одним из первостепенных жизненных потребностей. Поэтому то ощущение счастья, с которым я просыпалась в детстве,  подтолкнуло, а вернее сказать, вдохновило меня поделиться этим счастьем.

Статья “Магия вышивки” написана для литературного альманаха “Образы жизни”, № 2, 2011, выходящего в Калифорнии, США. Электронная версия альманаха: http://obrazyzhizni.com/

Автор: Галина Курляндчик

Город: Санта Клара, Калифорния. Москва

Дата: 2011